Максим Шкут о заказчике на картине
Внимание, «Поклонение волхвов»! Процветающий банкир Гаспаре дель Лама, близкий к семье Медичи, заказал эту картину живописцу Сандро Боттичелли для фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. На картине художник должен был изобразить три поколения семейства Медичи, но не забыть про самого Гаспаре и его сына. Впоследствии Боттичелли написал и самого себя. Видите, крайний справа в коричневом плаще. Найдите на этой картине заказчика и его сына.
Ответ: Двое из волхвов, чьи лица видно
Правильный ответ: Двое в толпе, чьи лица изображены в анфас
Отвечает Максим Поташев: Логика у нас следующая, что, всё-таки, он Гаспар, этот заказчик, и логично было бы изобразить в виде одного из волхвов, которого тоже звали Каспар. А, соответственно, логично изобразить сына в виде второго волхва, но, к сожалению, тут вот, видимо, волхвов три, но одного совсем не видно, и было бы странно изображать сына так, что его лицо нельзя увидеть. Соответственно, на переднем плане есть два волхва, один из них – отец, скорее всего, а другой – сын.
Крюк поясняет, что картина была заказана для фамильного алтаря Медичи (что, кстати, из вопроса ясно не было) и было бы банкиру весьма нескромно помещать себя с сыном в центр. А кроме того, не зря было обращено внимание на фигуру самого художника, притулившегося сбоку лицом к зрителю.
Правильный ответ: Заказывая картину, банкир, вероятно, хотел, чтобы люди знали их в лицо, но, при этом, неприлично быть в центре внимания. Поэтому он попросил Боттичелли изобразить себя и своего сына в анфас. На картине только три фигуры обращены лицом к зрителю: сам Боттичелли, молодой человек в красном слева – сын заказчика, и справа в голубом – сам банкир Гаспаре дель Лама. Видите, он даже показывает на себя рукой: «Я заказал эту картину»