Максим Забродский о перспективе Вермеера
Внимание, «Аллегория живописи»! Перед вами картина Яна Вермеера. На полотне, выставленном в Музее истории искусств в Вене, исследователи обнаружили точку, след от булавки. Булавка была частью приспособления, которое помогло художнику решить проблему, с которой он раньше сталкивался в своей работе. Догадайтесь, что из себя это приспособление представляло и скажите, что художник написал с его помощью?
Ответ: Булавка с нитками. Стол
Правильный ответ: Булавка со шнурками. Пол
Половину правильного ответа озвучивает Марышев. Самулёв всю минуту пытается пропихнуть версию с камерой-обскурой.
Отвечает Алёна Повышева: Я начну со второй части. С его помощью он написал перспективу. Объясню. На любой картине есть точка, в которую сходятся воображаемые линии, она находится на уровне горизонта, вот линии должны сходиться туда. Если поставить в эту точку, например, булавку, или циркуль, но, скорее, я бы взяла булавку, и, допустим, растянуть ниточки («Там след от булавки, это в вопросе было сказано») которые будут расходиться в перспективу, то можно будет написать вот этот, например, угол стола, он, как раз, в эту точку и уходит («Посмотрите на картину. Что художник написал с помощью этого приспособления?») Если нужно что-то конкретное на этой картине, то пускай тогда это будет этот стол. Он, допустим, не мог его написать без вот этой вспомогательной нитки. Вычислил, где сходится перспектива и провёл туда линию.
Крюк просит Самулёва рассказать о Вермеере и камере-обскуре, ему-де просто любопытно. Знаток с удовольствием просвещает ведущего.
Правильный ответ: К булавке Вермеер привязывал шнурок. Или нитку. И получалось нехитрое приспособление для написания, как Вы совершенно верно заметили, перспективы. Это помогло художнику точно написать геометрический рисунок на полу. С ним проблема. Именно с полом проблема при написании перспективы, потому что Вы же не можете квадраты ровно нарисовать («Я могу. А Вы?»)
Марышев что-то говорит, но Повышева просит его помолчать. Крюк, обращаясь к Самулёву и Марышеву, замечает, что у них такой капитан, что лучше держать язык за зубами, когда она беседует с ведущим. А после интересуется мнением Верхошинского. Тот считает, что формально ответ, к сожалению, неверный. Вступает Черемисинов, замечающий, что художник мог и стол тоже написать, это-де неведомо. Ведущий парирует тем, что ведомо, и Вермеер писал именно пол. При этом Крюк путается и говорит «стол» вместо «пол». Знатокам присуждается поражение в раунде.