Роман Стёпкин о компасе Кагановича
Несмотря на то, что стрелка остановилась явно после границы, ведущий отчего-то объявляет вопрос из предыдущего сектора.
Во второй половине тридцатых годов, когда Лазарь Каганович был народным комиссаром путей сообщения СССР, появилось выражение «компас Кагановича». Кто в своей работе пользовался таким компасом, и что это вообще за компас такой?
Ответ: Метростроевцы. Проходческий щит
Правильный ответ: Лётчики. Железные дороги
Рабочей версии у команды нет, и Галиакберов берёт помощь клуба в виде дополнительной минуты.
Отвечает Лев Кертман: Мы предположим, что речь идёт о метростроевцах. Ну, «кто?» – это метростроевцы, а этот компас – это проходческий щит, которым строят, собственно, тоннели метро.
Крюк зло интересуется у знатока: отчего команда две минуты мусолила метро, а железные дороги пообсуждала лишь мимоходом? Кертман отвечает, что обычно новые выражения появляются вместе чем-то новым, а не с давно существующим.
Правильный ответ: Пути сообщения – это железные дороги. Компас – это ориентирование на местности. Стрелка тут не при чём. Железные дороги, и по ним ориентироваться кто мог? Железные дороги «компасом Кагановича» прозвали лётчики. Если сбился с пути, железная дорога выведет к населённому пункту обязательно. И поможет вам сориентироваться. Самолёты же низко летали. Железная дорога – это компас, а вы – проигрываете!