03.12.2004 Первая игра зимней серии
Команда Андрея Бычуткина
Раунд 1 (Педагог Юрий Гурин, Санкт-Петербург)
Ведущий объявляет, что, поскольку, в зимней серии будут играть только команды Бычуткина и Мухина, то её можно назвать «игры на выживание».
Правильную версию, поддержанный Шавинской, озвучивает Ковалёв. Перед ответом он просит повторить стихотворение.
Отвечает Борис Ковалёв: Я думаю, что в данном случае речь идёт о волчке, который стоит на этом столе, потому что, вот («Волчок преодолевает какие-то преграды?») Ну, конкретно лошадь, которая там внутри волчка, она действительно преодолевает преграды в процессе, когда волчок вертится.
Правильный ответ: Давайте разберёмся. «Мой жребий – преодолевать преграды» – под лошадь подходит вроде, да? «Увы, опять не мне достанется награда. Вы спросите, кому? Ответить не легко. Достойны ближние», то есть – вы, знатоки, Вы имеете в виду, да? «И те, кто далеко» («Телезрители, соответственно, которые сейчас смотрят нас в эфире») Разгадка – это наездник на коне в нашем волчке. Он преодолевает преграды, но не получает призы. Я думаю, что это будет правильно, если я засчитаю Вам победу в этом раунде.
В разговоре с Крюком Сусов упоминает вопрос про ночной горшок Чехова, вызывая припадок смеха у Шавинской и фразу ведущего: «Ночной горшок – это был звёздный час Аси Шавинской». Гусельников же бахвалится, что БИН-банк с лёгкостью может оплачивать выигрыши на порядок больше тех, что есть сейчас.
Дан правильный ответ: Наездник в волчке
Раунд 2 (Ассистент кафедры овцеводства, свиноводства и птицеводства Алтайского государственного аграрного университета Виталий Горшков, Барнаул)
Объявляя место работы телезрителя, ведущий перепутал местами эпитеты «аграрный» и «государственный».
Согласно учению одного философа, человек действует соответственно тому, как судит его разум. Если разум решит, что преподносящееся ему благо есть благо совершенное и всестороннее, то воля устремляется к нему. Из этого следует, что если разум признаёт одно благо выше, а другое – ниже, то воля, при прочих равных условиях, устремляется к высшему. А что происходит, согласно теории этого философа, когда разум признаёт, что блага равноценны? Обоснуйте свой ответ так, как это делает в своём труде этот философ.
Отвечает Александр Лепетунов:
- Ну, мы считаем, что, примерно так, так, как думал этот философ: так как благо всегда есть, всегда есть высшее благо, то воля всегда стремится к совершенству, то есть, начинает искать высшее, ещё более высшее благо.
- Но вопрос был: что происходит, когда разум признаёт, что блага равноценны? А самое главное: я просил вас обосновать свой ответ так, как это делает в своём труде этот философ. И вы это знаете. Естественно, вы не должны знать труды философа, а только то, что лежит на поверхности.
Перед ответом Крюк делает замечанию Мухину, мол, слишком активен.
Правильный ответ: Согласно теории этого философа, когда разум признаёт два блага равноценными, то его воля парализуется. И приводит в пример осла, который не может выбрать одну из двух одинаковых охапок сена и умирает от голода, воля то парализована («Буриданов осёл») Как Вы сказали? («Или обезьяна») Философ этот – Жан Бетун Буридан, а осёл этот – знаменитый буриданов осёл. Вам нужно было искать что-то известное, а вы углубились в философию.
Ведущий нахваливает команду Балаша Касумова за показанную на прошлой неделе игру, и спрашивает у Хранителя традиций: может дать им сыграть в основном зачёте? Барщевский от прямого ответа уклоняется, аргументируя это тем, что любой его ответ может быть истолкован как личная заинтересованность в том, чтобы оказаться или не оказаться за игровым столом самому. Крюк поздравляет его с получением сегодня ордена «За верность адвокатскому долгу» и отмечает, что от ответственности он уходит мастерски. А раз предложение о вводе команды Касумова в зимнюю серию не было поддержано, то оно считается отклонённым.
Ответ: Воля ищет более высокое благо
Правильный ответ: Воля парализуется. Пример – буриданов осёл
Раунд 3 (Гимназистка Екатерина Шеламова, Владикавказ)
Заболтавшись с Барщевским, ведущий забывает подвести итоги голосования в прошлом раунде. Его результат – 19860 рублей. Гусельников хочет что-то сказать, но его перебивает Барщевский, говорящий, что для банкира самое главное – быть хозяином своего слова. И раз уж тот бахвалился, что БИН-банк может выплачивать выигрыши на порядок больше, то бишь – десятикратные, то пусть и выплатит. Гусельников малость опешил, но согласился, дабы не ударить в грязь лицом, присовокупив, что неравнодушен к Барнаулу (провёл там детство). Таким образом, телезритель получит 198600 рублей.
Русский живописец Василий Кандинский утверждал, что каждый цвет соответствует какому-нибудь звуку. Внимание, чёрный ящик! Если бы этот ящик был не чёрным, а жёлтым, мы бы положили туда трубу, потому что Кандинский считал, что жёлтому цвету соответствует звук трубы. Если бы ящик был зелёным, его цвет соответствовал бы звуку скрипки, и в зелёном ящике лежала бы скрипка. А, например, в синем ящике лежала бы виолончель. А чему, по мнению Кандинского, соответствует чёрный цвет? Что в чёрном ящике?
Во время вопроса Коринский усиленно кивал головой за что получил нагоняй от ведущего.
Отвечает Борис Ковалёв: Мы полагаем, что, так как чёрный – это отсутствие любого цвета, то есть, он не имеет цвета, он, как бы, отсутствует, то чёрный ящик в данный момент пустой («Пустой…») Да. То есть, соответствует («Там же труба, скрипка, виолончель…») Да, и все они соответствуют цветам («Вы перечисляли каких инструментов нет: щипковых, клавишных. А выбрали просто ничего…»)
Правильный ответ: Откроем чёрный ящик – там ничего нет! Потому что чёрному цвету, по мнению Кандинского, соответствует вечное безмолвие безбудущности и надежды – полная тишина.
Дан правильный ответ: Тишина. Ничего
Раунд 4 (Студент Касумбек Магомедов, Махачкала)
Ведущий призывает телезрителей присылать в 13 сектор вопросы посложнее, и, обращаясь к Поташёву, припоминает вопрос про иголку на рельсах.
Вы бывали когда-нибудь в горном селе? А вот Касумбек Магомедов бывает там часто. Касумбек решил прислать вам одно приспособление, ведь зимой он может без него обойтись, поэтому он прислал его вам. Внимание, приспособление из Дагестана. Что это?
Посреди вопроса Крюк отчитал Друзя за шум.
Отвечает Александр Лепетунов:
- Особых версий у нас нет.
- Поэтому отвечаете Вы?»
- Поэтому отвечаю я.
- Это, кстати, тяжёлая миссия.
- Мы считаем, что это такой небольшой серп.
- Для чего?
- Чтобы срывать траву.
- Так как зимой травы нет..?
- Зимой травы нет, её срывать не надо.
- А вот госпожа Шавинская говорила, что что-то туда вставлять надо? А летом (оговаривается) а зимой траву не надо… Вот если сопоставить две эти информации, то получится правильный ответ.
Правильный ответ: Это сложный вопрос, безусловно. Но вы настолько близко к нему подобрались, но не сопоставили вот эти две вещи. В сёлах Дагестана, как и во всей России, на зиму заготавливают сено. Но в горах косить трудно: то косой в камень попадёшь, то коса между камней застрянет. Вот и придумали дагестанцы приспособление для выпрямления косы – «косопрямило», как Касумбек Магомедов его называет.
Ответ: Серп для травы
Правильный ответ: Правило для косы
Раунд 5 (Елена Рябова, Пенза)
Абсолютно правильный ответ в шутку озвучивает Шавинская. Перед ответом происходит дурацкий диалог с назначенным отвечать Жигаловым:
- Вы свою версию будете отвечать? – спрашивает Крюк.
- Вы меня спрашиваете? – удивляется Жигалов.
- Да-да, Вас. Вы Павел Жигалов?
- Ну да, пока.
- Прошу Вас: отвечайте.
Отвечает Павел Жигалов: Значит, есть такая версия, что маски гостиницы гости одевали для того, чтобы их не узнали, для того, чтобы сохранить своё инкогнито, так как гостиница была дешёвая, и не было там электричества, значит в зале, где они там обедали, был полумрак, узнать, может быть, было проблематично. А во дворе, где солнечное освещение, можно было узнать человека. Если вот он не хотел, чтобы его узнали, он одевал маску («Госпожа Шавинская, это не Ваш звёздный час сейчас»)
Ведущий интересуется у капитана: какие ещё версии были понравившиеся ему? Бычуткин отвечает, что ему понравилась версия Ковалёва: отпугивать духов. Тогда Крюк спрашивает: а что говорила Шавинская? «Может они ходили в туалет», – с неловкой ухмылкой говорит капитан, а Шаинская вновь истерично смеётся.
Правильный ответ:
Все в изрядном изумлении. Ведущий сквозь смех подкалывает Шавинскую:
- Вы не решились?
- Мне не дали! – пищит Шаинская между приступами смеха.
- А так бы Вы с удовольствием?
- Да конечно!!
C Друзем, можно сказать, случается «пердимонокль»
Ответ: Чтобы сохранить инкогнито в гостинице
Правильный ответ: Чтобы сохранить инкогнито при справлении нужды во довре
Раунд 6 (Учитель математики Татьяна Тимакина, Мичуринск, Тамбовская область)
Ведущий обращается к Шавинской, ставшей обладательницей Хрустальной совы в летней серии:
- У Вас есть виды на сову Бриллиантовую?
- Давайте не будем загадывать.
- Хорошо, не будем. Господин Бычуткин, а Вы готовы стать первым обладателем Бриллиантовой совы среди всех знатоков?
- Готов, – просто отвечает капитан, вызывая смех в зале.
- И правильно. Волков бояться – в лес не ходить.
800 лет назад в центре Будапешта была построена церковь Пресвятой Богородицы, более известная как собор Матьяша. Очень красивый собор, высота его около восьмидесяти метров. А в октябре 2002 года на соборной площади была установлена бронзовая копия этого архитектурного сооружения. Какую гуманную цель преследовали власти Будапешта, устанавливая эту двухметровую копию?
Отвечает Анатолий Козлов: Собор красивый, но («Это… Отвечайте на вопрос, пожалуйста») Собор красивый, но слепые его не видят. Они могут подойти к двухметровой копии, ощупать её и узнать как выглядит этот собор.
Правильный ответ: Вы бывали в Будапеште? («Нет, к сожалению, ещё пока не был») Браво, браво, господин Козлов. 3:3!
Дан правильный ответ: Слепые могут её ощупать и почувствовать красоту собора
Раунд 7 (Пенсионер Генрих Ракошиц, Москва)
Ведущий заводит диалог с капитаном:
- Я слышал, Вы оставили должность начальника цеха по фасовке подсолнечного масла? С чем это связано? Пошли на повышение?
- Ну можно и так сказать.
- Да? А у дачная игра в нашем клубе способствовала этому?
- Я думаю, этому способствовало обучение в университете.
- А кто теперь начальник Вашего цеха?
- Он в надёжных руках.
- А кто это?
- Это Микота Галина Сергеевна.
Далее Крюк приглашает Бычуткина приехать на следующую игру вместе с ней.
Внимание, «Букет аспарагусов». Перед вами натюрморт Эдуарда Мане «Букет аспарагусов», или, как его ещё называют – «Пучок спаржи». Эту картину Мане выставил на продажу за 800 франков. Художник нуждался в деньгах и был безмерно счастлив, когда узнал, что издатель Шарль Эфрусси купил картину за 1000 франков. Как же художник отблагодарил издателя?
И снова ведущий жалуется, что кто-то говорит параллельно с ним во время вопроса. Правильная версия рождается у Козлова с подачи Жигалова.
Отвечает Анатолий Козлов:
- Вот эта картина стоила 800 франков. А потом на 200 франков данный художник нарисовал ещё картину, одну, точно такую же по содержанию, но в 4 раза меньше. То есть, на 200 франков ещё добавил спаржи.
- И сколько там было? – вопрошает Крюк, в то время как стоящий в зале Мухин корчит гневную рожу.
- Спаржи было столько же, только ¼ размера.
- То есть, была такая же картина..? – спрашивает ведущий после недолгой паузы, во время которой Ковалёв исступлённо схватился за лицо.
- И спаржи там было в 4 раза меньше, – меняет ответ Козлов.
- Картина. Ещё раз.
- Картина была такая же, а спаржи было в 4 раза меньше. Такого же размера была картина, но спаржи было в 4 раза меньше.
Перед оглашением правильного ответа происходит забавный диалог:
- Господин Козлов!
- Да, господин ведущий? – откликается отвечавший игрок.
- Я, извините, я имею в виду Андрея Козлова. У меня к Вам просьба. Вот когда возникает тишина, кто-то всё время бубнит.
- Это не господин Друзь! – сразу же открещивается Андрей Козлов.
- Я уверен абсолютно. Но, если Вы мне когда-нибудь скажете кто это, я буду вам крайне признателен.
- Да я сам с ним разберусь, с Вашего разрешения.
- Ну вот надо установить этого человека.
- Я постараюсь.
Правильный ответ:
- Господин Козлов Анатолий! В благодарность щедрому покупателю Эдуард Мане нарисовал небольшую картину, которую он отправил издателю и сопроводил запиской: «В Вашем букете одно цветка не хватает». Вот эта картина. Ещё один росток спаржи от Мане. Что будем делать, господин Козлов?
- Какой? – справляется игрок.
- Анатолий, – медовым голосом уточняет Крюк под начинающие раздаваться аплодисменты. – Нет, нет, подождите по поводу аплодисментов. Здесь же важно: Вы это имели в виду или нет?
- Нет, ну здесь действительно спаржи меньше.
- Точно такая же картина. Стол, спаржа – вступается Сусов, а Козлов за ним повторяет «стол» и «спаржа».
- Ну да, Вы же не обязаны знать сколько там было, да..? Ну хорошо, 4:3 в пользу знатоков!
Гусельников против решения не возражает, дескать, хоть Козлов и путался, но основная суть была угадана и озвучена верно.
Дан правильный ответ: Нарисовал вторую картину с довеском спаржи
Раунд 8 (Валентина Муратова, Иваново)
Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.
Не удержать любви полёта:
Она ни в чём не виновата!
Самоотверженно, как брата,
Любила лейтенанта флота.
И в исступлении, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука. Бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
Как начинается это стихотворение Осипа Мандельштама?
Знатоки берут помощь зала. Правильный ответ первым озвучивает Поташёв. Остальные с ним соглашаются.
Отвечает Андрей Бычуткин: Начинается это стихотворение словом «кинематограф» («А почему?») Такая версия Максима Поташёва (все смеются) Ну дальше идёт («А почему «кинематограф»?») Ну потому что сцена какого-то фильма, а фортепиано как сопровождение («А в какое время это стихотворение написано, как Вы думаете?») Наверное, начало века может быть («Начало XX века, да?») 20-ые, 30-ые.
Правильный ответ: Осип Мандельштам написал это стихотворение в 1913 году. Тогда только-только появился в России (пауза) кинематограф. И под впечатлением от увиденного фильма и звуков фортепиано, которые сопровождали тогда немые фильмы, поэт написал стихотворение «Кинематограф». Господин Поташёв, как только мы отменили помощь магистров, Вы пришли на помощь клубу и помогли – 5:3!
Дан правильный ответ: Кинематограф
Раунд 9 (Пенсионерка Мария Чупринова, с. Гавриловское, Владимирская область)
Ведущий снова поминает Бриллиантовую сову, обращаясь к капитану:
- Вы уже чувствуете приближение Бриллиантовой совы к вашей команде и к Вам лично?
- Нет, пока не чувствую.
- Но она уже где-то, я так смотрю, на подлёте.
Эти люди при общении друг с другом нередко употребляли выражение «посолить участок». Правда, в английском языке этот фразеологизм не прижился, возможно из-за того, что само занятие это просуществовало недолго. Чем же занимались эти люди во второй половине XIX века?
Во время вопроса Левандовский явно показывал, что знает ответ, за что и был выгнан ведущим прочь со словами: «Можете и на следующую игру не заходить»
Отвечает Павел Жигалов: Ну, есть такая версия что «солить участок» – фразеологизм, это означает бесполезное действие какое-то делать. Возможно, он имеет аналог в нашем языке как «бить баклуши» – значит, эти люди ничего не делают, у них какая-то другая сейчас есть фразеологизм, который обозначает это занятие, ничего не делание.
Ведущий извиняется перед Бычуткиным за то, что более опытные знатоки мешают ему играть с его командой и, в частности, правильно доносить вопрос. Показывают пальцы, как вытуренный Левандовский, рассказывают друг другу на ухо ответы, причём, скорее всего неправильные, как Друзь Козлову. «Вскрытие покажет», – не остаётся в долгу Друзь. А после интересуется: почему вся команда во время обсуждения зациклилась на Англии? Разве только в Англии разговаривают по-английски?
Правильный ответ: Во второй половине XIX века в Америке свирепствовала золотая лихорадка. И огромное количество людей искали золотоносные земли, покупали и продавали их. Чтобы выгодно продать участок, нечистоплотные продавцы часто посыпали участок золотым песком. Это действие они и называли – «посолить участок»
Ответ: Ничем
Правильный ответ: Продавали псевдозолотоносные участки
Раунд 10 (Пенсионерка Маргарита Михайлова, Октябрьск, Саратовская область)
Ведущий интересуется у капитана: будут ли они брать Решающий раунд? Бычуткин отвечает, что не будут.
Внимание, старинная гравюра. На этой картине вы видите старинный инструмент, который, к сожалению, не дожил до наших дней. Но до наших дней дошли некоторые песни, которые пели под аккомпанемент этого инструмента. Именно сборник этих песен и донёс до нас его название. Как этот инструмент назывался? Инструмент вы не знаете, а его название знаете.
Среди версий проскакивает и посыл к правильной, но он остаётся без внимания.
Отвечает Борис Ковалёв: Мы полагаем, что, ну, ээааа, значит, сборник – это был сборник колыбельных, и так называли не только инструмент, который (заговаривается) то есть, не только колыбельные, но также этот инструмент. То есть, колыбель, который потом просто умер, колыбельные стали петь без аккомпанемента.
Крюк напускается на Друзя, некрасиво себя ведшего во время обсуждения: «Вот объясните мне, пожалуйста, Вашу психологию. Играет молодая команда, почему нужно своими вздохами «ЫЫЫХХХ» показывать, что Вы знаете ответ на этот вопрос? Ещё было бы удивительно, если бы Вы его не знали. Ну почему Вы считаете возможным всё время солировать вторым номером?» А после, не дав Друзю вставить оправдательного слова, огласил правильный ответ.
Правильный ответ: Вы опять были очень близко к ответу. Очень близко. Потому что Павел Жигалов сказал, что есть песни – псалмы. Которые исполнял, это я уже от себя говорю, господин Жигалов этого не говорил, которые исполнял царь Давид под аккомпанемент старинного музыкального инструмента. Как называется сборник псалмов? («Псалтырь» – бормочет Жигалов) Псалтырь! И инструмент назывался псалтырь!
Ответ: Колыбель
Правильный ответ: Псалтырь
Раунд 11 (Кандидат экономических наук Надежда Невейкина, Липецк)
Через одну минуту вам необходимо объяснить, как, добавив всего лишь несколько штрихов, можно сделать из обычных твёрдыми пятую греческую, двенадцатую и девятнадцатую латинские буквы.
Знатоки не сразу делают очевидную вещь: найти эти самые буквы. Правильная версия осеняет знатоков на последних секундах минуты. Поэтому знатоки берут вторую минуту для более подробного обсуждения. Ковалёв сдуру упорно настаивает на том, что пятая буква греческого алфавита – гамма.
Отвечает Ася Шавинская: Пятая греческая, если к ней добавить два штриха – получается евро. К двенадцатой латинской если добавить штрих – получается фунт. И к девятнадцатой латинской если добавить штрих – получается доллар (пауза) Твёрдая валюта.
Правильный ответ: (выходит Лысенко и начинает писать буквы) Посмотрите: пятая греческая – эпсилон, двенадцатая латинская – эль, девятнадцатая латинская – эс. Добавим несколько штрихов и получаем символы твёрдых валют – евро, фунт и доллар.
Дан правильный ответ: E – €, L – £, S – $
Статистика ответов
Правильно / Всего
Победа знатоков. 13 сектор разыгран не был. Андрей Козлов не вывел на читсую воду того, кто бубнил всю игру.
Перед тем, как лучшего назовёт Сусов, ведущий опрашивает зал. Поташёв называет Козлова, Александрова его поддерживает, Гусельников – Ковалёва, Мухин – Бычуткина, Кисленкова – Козлова, Барщевский – Шавинскую, Козлов, произнеся хвалебную речь капитанским умениям – Бычуткина, Друзь – Жигалова, Рубин – Бычуткина. Сусов балагурит, что во время кулуарных обсуждений он услышал ровно шесть версий. И называет лучшим Жигалова, соглашаясь с мнением Друзя о том, что тот выдал наибольшее количество правильных версий, пусть и не всегда принятых в качестве окончательного ответа.