Сергей Синицкий об эффекте Буратино
В 1949 году режиссёр Роза Йоффе поставила детский радиоспектакль, в котором все роли исполнил актёр Николай Литвинов. Тогда Роза Марковна впервые использовала необычный приём – ускорила ход магнитофонной плёнки на всех репликах главного героя. Скажите, как зовут главного героя этого радиоспектакля?
Ответ: Колобок
Правильный ответ: Буратино
Посыл к правильной версии озвучивает Старун, но он остаётся без должного внимания. Старун же, вкупе с Иоковым, позже в процессе накидывания версий произносит и непосредственно правильную.
Отвечает Ольга Быкова: Мы полагаем, что нужно было ускорить моменты речи главного героя потому, что, вероятно, они каждый раз повторялись. И дети могли как-то утратить внимание, им могло быть скучновато. И вот нам кажется, что Колобок, когда он каждый раз рассказывал, как он от дедушки ушёл, как он от бабушки ушёл, как он ушёл ото всех, в общем, это можно было ускорить и промотать чуть быстрее. Мы думаем, что герой этой сказки – Колобок.
Крюк интересуется другими версиями. Белозёров называет правильную, добавляя, что её отмели потому, что не смогли обосновать.
Правильный ответ: Понятно, что, когда ход магнитофонной плёнки ускоряется, голос становится более высоким. Придумка режиссёра позволила превратить голос Николая Литвинова в голос Буратино:
Ведущий добавляет, что такой приём впоследствии стали называть «эффект Буратино».