Современное ЧГК – уже не то
Наверное, уж не секрет, что большинство телезрителей, которые смотрят телевизионное «Что? Где? Когда?» – это зрители случайные, которые просто наткнулись на передачу, переключая каналы, ну или, может быть, за полдня до начала эфира посмотрели в программе, что будет «Что? Где? Когда?» и решили посмотреть. Тех, кто прямо переживает, знает составы команд, следит за всеми «сюжетными линиями» или даже хотя бы понимает структуру сезона – не больше 20% от общей массы зрителей, скорее всего меньше. Мне сложно судить об общем объёме интереса к теле-ЧГК в целом, за рейтингами я не слежу, не умею это делать просто, но постоянно обитая в среде именно хардкорных поклонников теле-ЧГК, будем так называть те самые 20%, я четко ощущаю тенденцию, что эти люди постепенно перестают смотреть передачу и интересоваться тем, что там происходит. В этой статье я попытаюсь рассмотреть ключевые моменты, которые к такой ситуации привели. Пусть основная цель прочтения этой статьи будет такой – «Понять, почему нынешнее «Что? Где? Когда?» невозможно смотреть».
В начале были люди
Во-первых, «Что? Где? Когда?» – это про персонажей
По крайней мере для меня, начавшего смотреть ЧГК в районе начальной школы, всегда было так – интерес вызывали люди, не похожие на обычных людей, сильно превосходящие среднестатистических по умственным способностям, ещё и часто как-то занятно выглядящие. Мне в детстве казалось, что Борис Бурда – это натурально какой-то инопланетянин, настолько он был великолепен. И безумно интересно было просто наблюдать за его поведением, за его мыслями по поводу заданных вопросов, да даже просто его диалоги с ведущим/крупье были высококачественным телевизионным продуктом. Я потом все эти игры пересмотрел уже во взрослом состоянии и мнения своего не поменял. И ЧГК держалось как раз на таких знатоках, они регулярно появлялись, становились любимцами публики, и именно они приковывали зрителей к экранам.
У нас отмена!
Сейчас же тенденция больше идёт к тому, что персонажи из ЧГК уходят, их замещают просто кем-то, а новые персонажи не появляются. Мы сейчас не будем вдаваться в подробности, почему это происходит, но это факт, и это точно является одной из ключевых причин деградации теле-ЧГК. Вот в 2022 году появился в клубе Михаил Савченков – сразу видно, что Персонаж (я очень надеюсь, что это слово не воспринимается как-то негативно, смысл я точно вкладываю не такой, Персонаж – это яркий и сильный игрок, личность, притягивающая внимание, за ним интересно наблюдать), и заметно, насколько сильно он превосходит всех остальных, как новичков, так и старожилов клуба. Вот только через год после своего яркого дебюта Савченков был замечен на спортивном турнире Nevermore, проходившем под эгидой не той организации, которая курирует теле-ЧГК, строго говоря, «попутав берега», и путь в теледомик ему после этого был закрыт, а в клуб после 10-летнего перерыва вернулся Владимир Степанов, неравноценная, пусть и достойная замена. Это просто пример того, что происходит, когда в клубе неожиданно появляется сильная личность.
Я не имею ввиду, что клуб или ТВ-Игра, или МАК принципиально против появления в клубе новых сильных знатоков, это не так, я имею ввиду, что в том, чтобы сделать в современной ситуации качественный продукт с сильными личностями в кадре, приходится лавировать на ещё бОльшем, чем раньше, количестве переменных. Ну вот в том же 2023 году в клубе появился Павел Ершов, тоже яркий игрок, ему остаться в клубе удалось, тем лучше для всех нас и для него, конечно, в первую очередь.
К звёздам не сквозь тернии
Во-вторых, телевизионное «Что? Где? Когда?» – это уже не «Высшая лига знатоков».
А раньше действительно так было, в 90-е годы прослеживалась чёткая иерархическая линия, в которой попадание в телеклуб означало, что ты находишься на вершине пищевой цепочки, а именно – люди ходили в свои городские клубы, играли там, оттуда могли отобраться в команду для Брейн-ринга, попасть на телевидение, и уже оттуда – попасть в прямой эфир на ОРТ к Владимиру Ворошилову. Позже Брейн-ринг своё существование прекратил, и попасть в Нескучный сад стало возможным через специальные отборочные туры, тем не менее, некоторое время иерархия сохранялась, в том смысле, что, если знаток проявлял себя в спортивке, он попадал «на карандаш» Игра-ТВ и получал приглашение принять участие в этом отборочном туре. То есть, чтобы попасть на отборочный тур, тебя должен пригласить в домик кто-то из действующих знатоков клуба, таким образом в клуб было возможно только по рекомендации попасть, но это не казалось странным, тем более, что в телеклубе тогда были заиграны многие ключевые знатоки из сильнейших команд мира. Например, все помнят, что первый чемпионат мира по ЧГК в 2002 году выиграла команда Александра Друзя, а второй – команда Максима Поташёва. Короче, сильнейшие знатоки мира РАВНО или ПОЧТИ РАВНО сильнейшим знатокам телеклуба.
Последний из могикан
Однако сейчас эта формула не то, чтобы не соблюдается, в наши дни эти 2 сущности имеют с каждым днём всё меньше и меньше общего, последняя команда, сформированная из мало-мальски сильных игроков спортивки – это команда Ивана Жаркевича, чей дебют пришёлся на 2018 год. В 2024 году Игра-ТВ настолько признала кризис кадров, что впервые в истории была вынуждена провести отборочный тур среди вообще всех желающих, то есть, элитарность была уже оставлена за скобками. Автор данной статьи на этом отборочном туре побывал, за что очень благодарен тем, кто принял это решение, это было настоящее исполнение мечты – побывать в Охотничьем домике. Результатом этого отборочного тура стало появление в клубе команды Дениса Теплякова. Ответьте себе откровенно на вопрос, какое впечатление на вас производит эта команда? Наверное, они неплохо умеют справляться с вопросами и играют достойно, но насколько интересно за ними наблюдать? Есть ли среди них Персонажи?
И я там был
Кстати, на этом отборочном туре нам сказали, сколько всего получили заявок, оказалось, что 470. Как думаете, это много? С учётом, что впервые в истории любой человек получил гипотетическую возможность оказаться за игровым столом. В моём понимании, людей с такой мечтой должно быть гораздо больше, особенно учитывая то, насколько огромен интерес к ЧГК спортивному и насколько много людей регулярно играют в спортивку. Например, в нашем клубе в Казани регулярно играет около 40 команд, это уже 240 человек. Еще, кстати, интересный момент для понимания связи между спортивкой и телеклубом, этой связи уже не существует даже на уровне интереса к телепередаче, например, в моей команде теледомик смотрю только я, и в других командах так же, а раньше, например, 10-15 лет назад, можно было слышать, как люди обсуждают произошедшее на последних телеэфирах. Телеклуб слишком отдалился от спортивки, причём делал это осознанно, не понимаю, каковы были цели этого отдаления, но это движение было явно инициировано именно «элитарной» стороной.
But you know that you're toxic?
В-третьих, сразу несколько «токсичных» историй за короткий промежуток времени.
Здесь сразу подчеркну, что важна не столько токсичность самих ситуаций, обе были не до конца однозначными, а то, как телегруппа на них прореагировала и что из них извлекла. Сильно вдаваться в подробности не буду, но я имею ввиду конфуз с Александром Друзём, когда после феерической игры в «Кто хочет стать миллионером?» в самом конце 2018 года, вскоре выяснилось, что главный редактор передачи, по совместительству видный игрок в спортивное ЧГК, Илья Бер по предварительному сговору «слил» Друзю перед игрой вопросы вместе с ответами с целью разделить денежный приз. Причём Бер даже телефонные разговоры записал и выложил в сеть, правда, там был нюанс, что самый первый разговор записан не был, и все эти записи начинаются с момента, когда они уже обо всём договорились и обсуждают детали.
Справедливости ради, гораздо больше там похоже на то, что Бер был в той ситуации прав, и идея изначально принадлежала Друзю, но доказать это подлинно ему не удалось. Зато Илью очень быстро, конечно, отстранили от работы. А Друзя «уволили» из телеклуба, самый прославленный знаток просто в один момент исчез и впервые с 1981 года пропустил целый сезон. Его команда, кстати, наконец-то стала выигрывать благодаря этому. «Токсичность» этой истории в том, что Друзь уже осенью в клубе появился и со следующего сезона возобновил своё участие в играх как ни в чём не бывало. Никто ничего не объяснял, он просто пропустил 2 серии – весеннюю и летнюю, а уже с осени опять стал каждую игру стоять у стола, пусть и за стол играть не садился, ну а потом – да, в весенней серии 2020 года возобновил игры. Вышло так, что Илья Бер организовал это, чтобы изменить в худшую сторону жизнь Друзя, которого он считал крайне неприятным, подлым и вообще вредным для ЧГК-сообщества, но в итоге в худшую сторону изменил свою жизнь и карьеру, а позже был и вовсе признан иностранным агентом.
Второй случай произошёл почти сразу же после возвращения Друзя за стол, а именно речь о скандале с Михаилом Скипским, которого летом 2020 года очень активно обвиняли в сексуальных домогательствах в рамках той деятельности и той роли, которую он играл в ЧГК, а именно – он тренер школьных команд и ведущий в том числе студенческих и школьных турниров. Вообще это совпало с движением #metoo, среди девушек всего мира было модно признаваться в том, как они стали объектами домогательств со стороны представителей определённых слоёв, например, тогда было «отменено» множество футболистов, музыкантов и представителей других массовых культур. Работало это так: кто-то писал пост о том, как к ней домогался футболист «Пальмейраса», и возникало сразу множество историй и про этого конкретного футболиста, и про его одноклубников, а потом и про сотни других футболистов. Коснулось это в том числе и ЧГК, причём, на самом деле не только посредством Скипского.
У нас в Казани тем же методом был уничтожен известный игрок в спортивку и тренер школьных команд Айрат Мухарлямов. Кстати, немногие знают, но в новости про Айрата Скипский отметился в комментариях, сказав, что так можно любого ЧГК-тренера лишить любимой работы. Вот через годик-полтора ему это припомнили. Скажу честно, я тогда прочитал очень много этих признаний от девушек, некоторые из которых уже давно стали женщинами, то есть, они все резко стали об этом писать, раскрывая грязные делишки Скипского сразу за несколько лет. Не берусь судить о том, насколько это соответствовало действительности, но факт в том, что официальных обвинений никаких не было, то есть, ни единого, то есть, Скипский – это второй после Чикатило, но на правовом уровне претензий к нему никто не имел. Поэтому Михаил как ни в чём не бывало продолжил играть в теледомике, а Игра-ТВ повели себя так, что это вообще какая-то несерьёзная совсем история и особо даже комментариев никаких не дали, кроме коротких фраз, брошенных Стеценко и Козловым, по которым мы просто поняли, что они об этом (о самой ситуации) знали.
Однако впечатление это произвело не на них, а на многих действующих знатоков. Я думаю, что люди ещё не до конца остыли от того, что произошло с Друзём, и восприняли это как личное оскорбление, ну или типа того, мне здесь сложно точно сказать, что именно послужило для них поводом отказаться от своих мест в клубе, но факт в том, что из теледомика начался исход – сразу несколько знатоков, в том числе Михаил Малкин и Ольга Быкова, например, клуб покинули.
И тишина…
Но добила кадровую дыру теледомика, конечно, специальная военная операция, начатая в феврале 2022 года, когда оказалось, что масса знатоков политику государства не одобряют, а кое-кто и вовсе оказался напрямую украинствующим, что, конечно, привело к тому, что клуб, фактически, наполовину опустел. Тут нужно сделать ремарку, что в моём понимании, не все знатоки, кто ушёл, ушли по собственной инициативе, думаю, что кое-кого Игра-ТВ на пару с Первым каналом просто в одностороннем порядке сочла неблагонадёжным и попросила больше не появляться.
В результате это привело к тому, что телепередача из элитарного клуба, действительно состоявшего из сильнейших представителей огромного ЧГК-движения, превратилась в некий закрытый клуб, попасть в который можно не благодаря ответам на вопросы или харизме как таковым, а просто… по комплексу причин, куда в том числе входит немного ещё и понимание того, как отвечать на вопросы. И если раньше телепередача рассказывала какую-то историю, то сейчас обстоятельства оставили нам просто рандомных людей, которые отвечают на вопросы телезрителей. Вопросы, кстати, остались на уровне, здесь претензий нет. Но особенно в 2022 году казалось, что знатокам за столом и телегруппе был значительно важнее сам факт того, что игра продолжается, чем то, что, собственно, происходит на телеэкране.
Стабильность или застой?
На самом деле я убеждён, что несмотря на всё вышеперечисленное, можно было сохранить интерес зрителя к игре даже в этих обстоятельствах, но этого не произошло из-за ключевой проблемы постворошиловского ЧГК – отсутствия гибкости. Это ведь и раньше хорошо было заметно, насколько много и часто всё менялось в ЧГК у Ворошилова – правила, условия, ставки, книги, потом деньги, потом вообще какой-то бардак… за счёт этого Ворошилову удавалось и историю рассказывать, и нерв в игре сохранять, и ещё и всё время идти в ногу со временем, даже немного его опережая. И я не только про деньги и ставки сейчас, многие зарубежные поп-исполнители впервые были показаны на советском телевидении благодаря тому, что их туда «протащил» Ворошилов.
Окружающий мир ведь не перестал меняться, наоборот, он меняется сейчас быстрее, чем когда-либо, а наша любимая ИГРА наоборот, вопреки всему, топчется на месте.
Я не являюсь специалистом в телевидении, но кое-что понимаю в маркетинге и в том, как работают тренды. И я точно могу сказать, что ситуации с Друзём и Скипским можно было вырулить в плюс за счёт привлечения аудитории. Помните, как в 2002 году был спецвыпуск Своей игры, где принималось решение по поводу правильности ответа Вассермана на Кубке Вызова? Это был самый рейтинговый и обсуждаемый выпуск в истории Своей игры, его просмотрели больше, чем любую финальную игру, потому что это было куда интереснее. Ну вот и сделали бы «Суд над Друзём», позвали бы Бера, Диброва, дали бы всем высказаться, нарезали бы это на короткие ролики потом, получили бы охваты и прирост новой аудитории. Возможно, это бредовая идея, но она была бы некой формой обратной связи на происходящее, да ещё и собрало бы приличную аудиторию. Или пусть волчок решает, кто прав, Друзь или Бер. Представляете себе запуск волчка, от которого зависит, будет ли Друзь играть в ЧГК?
Со Скипским ещё интереснее – сделайте из этого «Ток-Шоу», можно внутри Охотничьего домика, а можно в рамках уже и так существующей на Первом канале «Пусть говорят» с Дмитрием Борисовым, пригласить всех этих девушек, пусть расскажут свои истории, соберите из них команду в теледомике, или пусть Скипский играет, ставя на кон своё место в клубе. Всё равно эти девушки на ток-шоу не пришли бы, и можно было бы спокойно вырулить эту ситуацию, а на сгущать тучи над собой и Скипским. И Скипскому можно было дать рот открыть и что-то сказать в своё оправдание, он же ничего не сказал, до сих пор, причём, ибо запретили.
Что касается СВО. Ещё одна отличительная особенность Ворошилова была в том, что он всегда со всеми договаривался. Уходили из клуба прямо в прямом эфире «навсегда» из-за конфликтов с Ворошиловым в том числе и знатоки первой величины – Владимирский, Шангин, Долгов, отказывался из-за денег играть Бялко, но со всеми Ворошилов, не самый приятный и лёгкий собеседник, всегда находил общий язык и возвращал их на экраны и за игровой стол. И продолжал точно так же создавать им проблемы во время ПРЯМОГО эфира, выводя их из себя. Мастер. И всех тех, кто ушёл, можно было вернуть, хотя бы попытаться. Но нет, никого не пытались вернуть. Мало что ли желающих? Без проблем наберём клуб заново. Вот и набирают… А мы смотрим и будем продолжать смотреть. Но больше злиться, чем получать удовольствие.

Комментарии
Комментариев пока нет