30.12.2000 Финал Юбилейной серии
Команды 80-ых, 90-ых, родителей и интернета
Традиционная вступительная ария графини из «Пиковой дамы» исполняется с привлечением актрисы. Следом, после объявления телезрителей, другой актёр исполняет арию Германа.
Знатоки и гости, видимо, в память о прошлых играх, наряжены в карнавальные костюмы. Кандидатами на звание лучшего из лучших за все 25 лет становятся обладатели Золотого сонета из команд, победивших телезрителей:
- Александр Бялко
- Максим Поташёв
- Марина Друзь
Ещё трёх кандидатов должен назвать генеральный спонсор – Сусов. Ими становятся:
- Фёдор Двинятин
- Александр Друзь
- Владимир Ворошилов – человек, 25 лет играющий всем залом и чувствами телезрителей
Крупье считает, что Сусов превысил свои полномочия, и обращается к Барщевскому. Тот заявляет, что всё в рамках законности.
По итогам отборочных игр в финал вышли 4 команды:
- команда 80-ых (вместо Владимирского и Долгова играют Лэнг и Пестов)
- команда 90-ых
- команда интернета
- команда юных знатоков третьего тысячелетия
Смену команд будут осуществлять капитаны. Маша Орлова делает объявление, что, поскольку игра столь важная, то дети решили передать право играть своим родителям. Таким образом вместо детей будут играть:
- Елена Орлова
- Борис Ерёмин
- Сергей Царьков
- Владимир Белкин
- Сергей Овчинников
- Владимир Лутовинов
Владимир Яковлевич сетует, что хотел увидеть Машу Орлову за игровым столом. «В следующем тысячелетии», – говорит Барщевский. Так как первыми за стол должны были сесть именно дети, то садятся родители.
Раунд 1 (Китаевед Бронислав Виноградский, Москва)
БИН-банк, для придания игре особой значимости, удваивает все ставки на столе.
Внимание, центральная пресса. У вас на столе сегодняшние газеты. Если вы посмотрите на заголовки, то убедитесь, что всё, как обычно: чеченцы взрывают федеральные войска, федеральные войска взрывают чеченцев, палестинцы, израильтяне, всё борются друг с другом — сила против силы. А в древнем Китае говорили: «То, что борется с другой силой, не есть сила». Так что же называли силой в древнем Китае?
Отвечает Владимир Лутовинов: Общественное мнение.
Правильный ответ: Необязательно даже смотреть на газеты, чтобы вспомнить, что там есть и другая информация: как голодают учителя, как врачи не получают зарплату, как старики и дети замерзают. А ведь ещё в Древнем Китае говорили: «То, что борется с другой силой, не есть сила». Сила – это то, что поддерживает слабость. Сила и слабость – два коренные понятия.
Знатоки передают эстафету команде интернета.
Поскольку претенденты должны находиться в зале, чтобы можно было видеть их бейджики с номерами телефонов, вместо Ворошилова будет присутствовать его ростовая кукла. Крупье очень обрадован этим сюрпризом, но кукла его пугает, и он просит ему её не показывать.
Ответ: Общественное мнение
Правильный ответ: Сила – это то, что поддерживает слабость
Раунд 2 (Госпожа Нейман, Лениногорск, Татарстан)
Кургин сообщает, что риски велики, поэтому игроки на сегодня остаются без страховки. Вместо этого крупье будет выдан золотой медицинский страховой полис. Но только в случае поражения телезрителей.
Капитан команды интернета благодарит всех за возможность пересесть от экранов телевизоров за игровой стол.
Объявляя телезрительницу, Владимир Яковлевич сначала не смог правильно сказать название города, пытаясь произнести «Ленинград», а после и вовсе назвал Татарстан Казахстаном.
Внимание, портреты. Перед вами 6 портретов разных стилей и разных эпох. Американский исследователь изобразительного искусства Кристофер Тайлер обнаружил закономерность, что обычно художники-портретисты располагают в определённом месте холста определённую деталь портрета. Найдите эту закономерность. То есть, в каком месте холста обычно портретисты изображают какую деталь?
Знатоки берут помощь интернета:
- С нами интернет! Мы берём помощь интернета.
- Господин Рамблер, Вы можете дать помощь? – уточняет крупье.
- Я могу дать, как обычно, пару советов, которые я обычно делаю, но помощь я дам с удовольствием. Надеюсь, это не будет последней помощью интернета в этой игре.
- А я надеюсь, что будет последняя.
- Это мы обсудим.
- После игры.
Отвечает Виталий Кириллов:
- Дело в том, что, – начинает ответ капитан.
- Вы опять хотите ответить?
- Да, я попробую.
- Не даёте. Зажали всю команду.
- В любом случае, мой ответ – это ответ команды.
- Я так и расцениваю.
- Нам кажется, что это расположение глаз. Точнее, переносицы. Она расположена в центре холста. На продольной оси холста портрета.
- Покажите тогда, вы не очень точно сформулировали. Покажите эту ось, как Вы её назвали – продольную.
- Если я проведу такую вот, вот она продольная ось, – говорит Кириллов и чертит ручкой вертикальную линию.
- И что же там?! Только не торопитесь. И что же в этой оси? Тихо! – прикрикивает крупье на хотевшего подсказать Понкратова. – Что же там располагают художники?
- Это самая освещённая част портрета. Источник света.
- Я хочу уточнить. Вы изменили деталь, которая находится на этой оси. Я не буду повторять что было прежде, но Вы её изменили. Я правильно Вас понимаю? Вы задумались, а у меня нет времени.
- Дело в том, что на этой оси располагается, ну это ось портрета, – начинает болтать впустую Кириллов.
- Так что располагается? Самая освещённая часть портрета располагается на этой оси. Я правильно Вас понимаю?
- Здесь располагается самая освещённая часть портрета, здесь наиболее важные детали.
- Спасибо. Я не понял. Разве свет – это деталь?
- На световой оси, на севой, на осетовой оси портрета располагается наиболее важная, – уже заплетающимся языком лепечет Кириллов.
- На световой оси портрета?
- Я не специалист, и не могу дать точный термин как называется эта ось.
- Вы не только не специалист, а Вы не можете сформулировать правильный ответ на этот сложный вопрос. Вы сказали: «На вертикальной оси портрета», назвали её продольной, бог с Вами. Итак, «на центральной вертикальной оси портрета», я принимаю половину ответа, но что там расположено я так и не понял. Самые освещённые места расположены на вертикальной оси портрета. Что там за бумажка? Там кинули подсказку? – обращает внимание Владимир Яковлевич на блокнот Понкратова с написанным в нём правильным ответом, который тот уже давно вертит в руках.
- Не вижу ничего.
- Вот там я только что видел бумагу и там что-то написано. Так что-там расположено?
- Левый глаз на ней расположен, – выдаёт наконец-то Кириллов, разглядев запись Понкратова.
- Не понял. Я хочу посмотреть на господина Ханова. У Вас честная команда?
- У нас думающая команда, – уклончиво отвечает Ханов.
- Тогда я у Вас спрашиваю: была подсказка? Потому что в обсуждении не было этой детали.
- Вам виднее.
- Какой-то скользкий и неудобный ответ я получил от Ханова. Итак, Кириллов, что там, левый глаз?
- Левый глаз.
Правильный ответ: Принцип Тайлера гласит: «Расположение левого глаза на вертикальной центральной оси портрета пробуждает у зрителя чувство сопричастности и присутствия»
Ворошилов в последний раз предупреждает знатоков, что случайные ответы, даже правильные, будут браковаться.
Знатоки уступают место команде 90-ых. БИН-банк присуждает премию за интересный вопрос.
Дан правильный ответ: Левый глаз на вертикальной центральной оси
Раунд 3 (Константин Якунин, Сызрань)
В древней китайской книге сказано: «50-летний человек может ходить, опираясь на палочку, только у себя дома. 60-летний — только в своём городе. 70-летний — везде, где он хочет. 80-летний может с палочкой прийти даже во дворец императора». А что сказано в древней китайской книге о 90-летнем старце?
Друзь с подачи Поташёва говорит правильный ответ во время обсуждения. Но, переключившись, принимает версию Бурды.
Отвечает Александр Друзь: Так, ну, тяжёлый выбор, и, как бы, приходится его делать. Я думаю, что девяностолетний может прийти с палочкой даже к богам («Просто для очистки совести: какой ответ у Вас был до того, как Вы сказали этот?») Значит, он вообще может никуда не ходить, ему никуда ходить не надо, все должны приходить к нему. Это вторая версия («А как же император? Если надо встретиться?») Император тоже к нему («Император сам должен пойти к нему?»)
Правильный ответ: Гениальный ответ, если бы Вы его сказали! А сейчас Вы проигрываете!
За стол садится команда восьмидесятых. Козлов отчитывает остающегося за столом Друзя как оплошавшего школьника.
Ответ: Девяностолетний может прийти с палочкой даже к богам
Правильный ответ: Император сам должен прийти к нему
Раунд 4 (Мохаммед Фейзи Дерахши, Тебриз, Иран)
Соколов объявляет об открытии вклада «Что? Где? Когда?», и надеется, что БИН-банк не будет обвинён в нарушении авторских прав.
Отвечает Александр Бялко: Ну, мы решили почти без совещания, что эти две входные двери, два дверные молотка предназначены: одни – для входа лиц мужского пола, другие – женского.
Правильный ответ:
За стол садится команда родителей.
Крупье повторяет номера для голосования. Сусов замечает, что чучело Ворошилова показано не было, и просит это сделать. «Ну кто будет голосовать за этого человека», – комментирует Владимир Яковлевич.
Кургин предлагает в качестве страховки от несправедливости крупье дать знатокам минуту помощи зала. Арбитром будет либо сам Кургин, либо тот, кого назначит Ворошилов. По воле крупье арбитром становится его двойник.
Дан правильный ответ: Два дверных молотка предназначены: одни – для входа лиц мужского пола, другие – женского
Раунд 5 (Пенсионерка Нина Кравцова, Сочи)
Мопассан как-то сказал: «При таком общественном устройстве государства всегда будут править дураки», и привёл доказательство этому. О каком общественном устройстве говорил Мопассан и как он доказывал свою мысль?
Правильный ответ моментально озвучивает Орлова.
Отвечает Елена Орлова: Ну, вероятно, в силу того, что глупых людей больше, чем умных, то такая судьба ждёт то государственное устройство, при котором большинство влияет на принятие решений. То есть, некое демократическое устройство – республика и так далее.
Правильный ответ: Ответ правильный.
За стол садится команда 90-ых.
Дан правильный ответ: Демократия. Потому что дураков всегда большинство.
Раунд 6 – Зеро (Владимир Ворошилов, Москва)
- За столом новые лица.
- Особенно Друзь.
- Новые старые лица. Да, ну одно лицо мы уже изучили досконально.
Вышедший в зал Ворошилов спрашивает у куклы: не хочет ли она занять его место? А после заявляет, что от волнения забыл в дикторской очки. Бурда, балагуря, предлагает прочесть вопрос за него, или получить очко за очки.
На вкус и цвет товарища нет. Кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик. Такой интеллигентный человек как художник Дега называл произведения Льва Толстого плоскими. Как плоская шутка. Почему Дега считал произведения Льва Толстого плоскими? Вообще творчество Льва Толстого он считал плоским.
Перед ответом Козлов просит задать вопрос, но ему не даётся такого права. Двинятин под конец минуты начинает нащупывать правильную версию, однако крупье его обрывает, обсуждение-де закончилось.
Отвечает Максим Поташёв:
- Ну, пожалуй, ничего лучшего не придумали. Мысль у нас такая, что Дега, в общем, не так уж его и ругал. Просто он говорил о том, что есть произведения, которые детально прорабатывают некую жизненную ситуацию, некий характер и так далее, которые вглубь как бы. А произведения Толстого, ну, например, «Война и мир» даёт огромную панораму, охватывает целые пласты жизни. Поэтому, вот эти плоскости, которые охватываются его произведениями, он и имел в виду.
- Мудрёно. А если проще? Одним, двумя словами, – пытается натолкнуть на правильный ответ крупье.
- Ну, смысл такой, что Толстой копал не вглубь, а в ширину.
- Ну я не буду Вас больше спрашивать, а то Вы догадаетесь, дойдёте до правильного ответа.
Правильный ответ: Художник Дега обожал, обожествлял Толстого. И он считал, называл плоскими как живопись. Как шедевральная живопись.
Козлов пытается юлить, но Владимир Яковлевич на корню рубит все его неосновательные попытки выкрутиться. Ханов бахвалится, что интернетчики, в большинстве своём, ответили правильно.
За стол садится команда 80-ых.
Ответ: Потому что они охватывают широкие пласты жизни
Правильный ответ: Потому что они напоминают живопись
Раунд 7 (Татьяна Полухина, Люберцы)
Ворошилов справляется у Ханова: какой счёт в интернете? Тот, замешкавшись, отвечает, что тоже 3:3.
Гомер, желая вознести хвалу одному из самых великих своих героев, вместо того, чтобы сравнивать его со львом, пантерой или, скажем, с кабаном, проводит параллели между неустрашимостью и постоянством своего великого героя и ею. Она никогда не оставит своей добычи, но непременно вернётся к ней не один раз, пока не насладится ей полностью, говорил Гомер. О чём или о ком это Гомер?
Друзь продавливает свою версию.
Отвечает Александр Друзь: Мы думаем, что он говорил о кошке («Как хорошо, когда сразу вот говорят ответ, и всё. Один-два слова – и всё понятно»)
Правильный ответ: Гомер так говорил о мухе.
Ответ: Кошка
Правильный ответ: Муха
Раунд 8 (Сергей Перегудов, Могилёв,)
Перед началом раунда команда Сиднева встала из-за стола, но вместо них никто не сел. Выходит заминка, кто-то предлагает усадить сборную, но крупье против. В итоге поколение 80-ых усаживается обратно.
- Мистер крупье! – взывает Стефан Лэнг.
- Да, слушаю Вас, господин американец, – в пику отвечает Владимир Яковлевич.
- Поскольку сейчас вся судьба всей игры сидит в балансе, очень ответственный момент, я, поскольку много лет не играл, я просто чувствую себя совершенно неответственным взять на себя такое огромное бремя. Поэтому я прошу Вас, пожалуйста, дать нам возможность подменить меня лучшим игроком, например, одним из тех, которые сейчас баллотируются, например, Федя Двинятин, которого я очень уважаю.
- Стефан, у меня есть другой выход. Если Вы чувствуете себя неадекватно, помолчите одну минуту, и всё.
- Нет, ну это нечестно. Нужно чтоб шесть игроков играло всё-таки.
- Да, ну Вы посидите шестым.
- Нет, но это я не буду играть.
- Я не могу.
- Это не противоречит правилам, – вступает Барщевский.
- Это поколение восьмидесятых годов, и я не могу мешать поколения. У нас один Друзь только всеядный, он во всех поколениях, он уже сидит.
Я прочту вам танка – японское пятистишие, увенчанное премией микадо:
Осень.
Как много на земле
жёлтых листьев!
Я никогда столько не видел
…
Закончите это гениальное танка.
Ответ готов моментально, и, хоть и был заявлен после сигнала, но досрочным всё же признаётся. Ворошилов повторяет танка:
Осень.
Как много на земле
жёлтых листьев!
Я никогда столько не видел
…
Отвечает Александр Бялко:
- Столько зелёных. Я просто очень хорошо это стихотворение знаю.
- Ох ты, господи… Ну хорошо, я просто хочу спросить у Бялко: разве бывает жёлтых листьев больше чем зелёных? Ведь зелёные желтеют.
- Так это поэзия, – поясняет Бялко таким тоном, словно говорит с неразумным ребёнком.
Правильный ответ: Ах ты, господи! Научил меня поэзии!
За стол садится поколение 90-ых.
Крупье выходит в зал поинтересоваться мнением знатоков по поводу второго магистра. Друзь называет Ворошилова, к нему присоединяются некая женщина, Алла Дамскер и Барщевский.
Дан правильный ответ: Зелёных
Раунд 9 (Любовь Подшивалова, Снежное, Украина)
Послушайте эпитафию на могиле одного командора, посвящённую его любимой женщине: «Самая прекрасная, самая светлая женщина из всех, которых я знал. Я всегда плыл за ней, и никогда не мог её догнать». Что это за женщина?
Правильную версию выдвигает Георгий Жарков. Знатоки не заканчивают обсуждение по истечению минуты, и Ворошилов стращает их лишением очка, а так же грубым обращением.
Отвечает Георгий Жарков: («Прошу Вас, Георгий») Я буду отвечать («Я кричу потому, что вы вторую минуту обсуждаете») Простите, ответьте, пожалуйста («Я отвечать не буду») Вопрос, пожалуйста («Что это за женщина?») Эта женщина – фигура, которая была на носу каждого корабля. Соответственно, догнать её было, как бы, невозможно. Пускай это неправильно, но это моя версия.
Правильный ответ: На могиле комбандора (заговаривается) было написано: «Самая прекрасная, самая светлая женщина из всех, которых я знал, была статуя, установленная на носу моего корабля. Я всегда плыл за ней, и никогда не мог её догнать»
БИН-банк выдаёт премию за интересный вопрос. За стол садится команда родителей.
Дан правильный ответ: Статуя на носу корабля
Раунд 10 (Владимир Матвеев, Санкт-Петербург)
Ни с того, ни с сего Соколов увеличивает ставку ещё в три раза.
- Господин Царьков, скажите, пожалуйста, а Вы когда-нибудь, хотя бы один раз пользовались услугами женщины лёгкого поведения?
- Если я скажу что да, мне всё равно не поверят, – выдавливает опешивший Царьков.
- Владимир Яковлевич, а что бы Вы спросили, если бы дети не уступили места родителям? – вопрошает с укором Орлова.
- Ну ладно. Орлова, я Вам этого не прощу, – отвечает медовым голосом Ворошилов, после того как все просмеялись.
Внимание, чёрный ящик. Сальвадор Дали в своём сочинении «Люсьена де Самосата» пишет: «В древних Афинах жила одна куртизанка. Отличалась она тем, что превосходно слагала стихи, столь же прекрасные, сколь и мудрые». Это про неё остроумно заметил поэт: «Она прокусила меня до самого сердца». Догадаться, как звали эту куртизанку, невозможно, но я могу сказать, что звали её так же, как и автора изображения на предмете, который находится в чёрном ящике. Какой предмет в чёрном ящике?
Знатоки берут дополнительную минуту, поскольку помощь клуба крупье им давать отказывается, аргументируя это тем, что у них и так 5 очков.
Отвечает Владимир Белкин: Я думаю, что там бабочка.
Правильный ответ: (раздаются преждевременные аплодисменты) Древнегреческую куртизанку звали, мы это слово слышали уже сегодня – Муха. Так же как и знаменитого художника, изображение которого находится сейчас в чёрном ящике. Пакет с соком, который вы пили много раз – на нём изображена Елена Прекрасная работы художника Мухи («Но звали то его Альфредом, а не Мухой», – выдвигает глупейший аргумент Ханов. При том, что имя его было Альфонс, а не Альфред) Правильно, правильно. Но у Вас энциклопедические знания, а у меня их нет. 5:5.
Козлов получает разрешение на посажение за стол сборной команды: Виктор Сиднев, Александр Друзь, Максим Поташёв, Никита Шангин, Фёдор Двинятин, Александр Бялко. Никто из команд родителей и интернета назван не был.
Ответ: Бабочка
Правильный ответ: Муха
Раунд 11 (Вероника и Катя Беляшовы, Санкт-Петербург)
Ворошилов обращается к стоящему в проходе гендиректору ОРТ Константину Эрнсту: как бы тот хотел, чтобы закончилась игра? Эрнст витиевато отвечает, что как гендиректор он обязан заботиться об интересах телезрителей, поэтому их победа для него – самое главное. Но она может осуществиться только если победят знатоки.
Соколов увеличивает ставку ещё вдвое, ибо телезрителей двое: бабушка и внучка.
Внимание, легенда. Вылепил Бог человека, всё ему сделал как настоящее. Ещё и кусок глины остался, вот примерно такой. Спрашивает Бог у человека: «Что тебе из этого куска глины слепить?» «Слепи мне, — говорит человек, — счастье. Всё остальное у меня есть. Только счастья не хватает». Что сделал Бог в ответ на просьбу человека?
Ответ готов моментально, но знатоки, в силу ответственности ситуации, досрочно отвечать не хотят.
Отвечает Максим Поташёв: Ответственность очень большая. Вот Бог тоже не решился брать на себя ответственность, отдал человеку вот эту вот глину и сказал: «Слепи себе сам» («А почему?») Потому что сам кузнец каждый своего счастья. Гончар в данном случае («Итак, Ваш ответ каков? Если коротко сказать») Наш ответ такой, что отдали бесформенный, ну или вот такой, кусок глины человеку, Бог отдал, с тем, чтобы человек вылепил счастье себе сам, по его разумению.
Правильный ответ: В легенде Бог протянул человеку нетронутый кусок глины и сказал: «Вылепи своё счастье сам»
Все неистово визжат и рычат от радости.
Дан правильный ответ: Протянул человеку нетронутый кусок глины и сказал: «Вылепи своё счастье сам»
Статистика ответов
Правильно / Всего
Победа знатоков. С перевесом в примерно 500 голосов лучшим признан Максим Поташёв. Ему вручаются: Большая Хрустальная сова, Бриллиантовая звезда нового Магистра и Вечный сонет. Ворошилову, как потерпевшему поражение, Кургин вручает обещанный медицинский полис.
Все балагурят, радуются, задувают свечи на торте. Чучело крупье символично гасит свечи. Магистры хотят качать Владимира Яковлевича, но тот жестом просит их этого не делать.