11.01.2000 Пятая игра Рождественской серии
Поскольку молодёжь проиграла, сегодня играют ветераны. В случае победы, они окажутся в финале, в случае поражения – в финале будет играть молодое поколение.
Первыми за стол садятся:
- Александр Бялко – 20 лет в клубе
- Сергей Царьков – 20 лет в клубе
- Александр Друзь – 18 лет в клубе
- Валентина Голубева – 18 лет в клубе
- Владимир Белкин – 16 лет в клубе
- Фёдор Двинятин – 11 лет в клубе
Раунд 1 (Вера Исаева, Чебоксары)
Сыграл красный сектор фонда «Интеллект»
- Господин президент, опустите пятачок в копилку интеллекта, пожалуйста, – просит Ворошилов.
- Сколько мы таких пятачков туда опустили, – не то шутит, не то упрекает Хачиян, выкладывая деньги.
Внимание, шедевр Франциско Гойя «Семья короля Карлоса IV» Почему художник изобразил на этой картине и себя самого?
- Если у Вас правильный ответ готов, то пожалуйста, – призывает крупье отвечать до сигнала.
- У нас ответ готов. А правильный или нет … – парирует Друзь.
Отвечает Александр Бялко: Мы считаем, что композиционно добавил сам себя художник только из соображений таких, чтобы не было тринадцати человек на портрете этом замечательном. Поскольку 13 – несчастливое число, и королевская семья могла бы обидеться.
Правильный ответ: Франциско Гойя изобразил себя четырнадцатым, чтобы число фигур на этой картине не было равно тринадцати.
Дан правильный ответ: Чтобы не было 13 человек
Раунд 2 (Иван Ротмистров, Шахты, Ростовская область)
Сыграл сектор банка «ВДНХ» Банкир кладёт на кон 10 тысяч, из-за чего крупье не преминул подколоть его, с целью выудить побольше денег:
- Да, Вы уступаете нашему генеральному спонсору. Вы знаете, что может погубить банкира? Какая черта характера может быть роковой для банкира?
- Азарт.
- Правильно. Вы не, да, вот, азарт. А мне кажется, как раз наоборот – излишняя скупость. Вы можете потерять 10 тысяч, но зато приобрести реноме, и больше выиграете. Итак, всего 10 тысяч?
- Давайте сделаем ремарку: азартные банкиры только в интеллектуальном казино.
- Да, и вы докладываете ещё?
- Ещё десять.
Хэмингуэй как-то сказал: «Писателей губит вино, деньги, женщины, карты и честолюбие. А так же ещё пять причин» Назовите эти пять причин.
В самом начале вопроса Голубева, нависая над столом, показывает, что знает ответ, громогласно обсуждая это со всеми. Заявив досрочный ответ, знатоки не могут разобраться с отвечающим. Ворошилов грозит им «баранкой»
Отвечает Александр Друзь: Пять вещей перечисляйте, я перечислю остальные пять («Итак, я перечисляю: вино, деньги, женщины, карты и честолюбие. А Вы перечисляете ещё пять») А так же отсутствие всего вышеназванного (Царьков начинает во весь голос перечислять причины по отдельности)
Правильный ответ: Писателей губит вино, деньги, женщины, карты и честолюбие. А так же отсутствие этих пяти причин: вина, денег, женщин, карт и честолюбия.
Дан правильный ответ: Отсутствие вина, денег, женщин, карт и честолюбия
Раунд 3 – Зеро (Владимир Ворошилов, Москва)
На кону лишь очко.
Недавно было Рождество. Я сейчас скажу вам то, что вы, безусловно, и без меня знаете. А именно: по преданию, Христос явился на нашу Землю для того, чтобы своей кровью искупить наши грехи. В том числе, смыть первородный грех Адама и Евы. Знаете ли вы, где похоронены наши прародители? Где похоронены Адам и Ева?
Кто-то ляпнул про досрочный ответ, и Владимир Яковлевич, зацепившись за это, требует отвечать досрочно.
Отвечает Фёдор Двинятин:
- По преданию, прародители – Адам и Ева – похоронены под Голгофой.
- Таков Ваш ответ?
- И кровь, которая стекала, – влезает Друзь.
- И принял свою смерть Спаситель, – дополняет Двинятин.
- И кровь, которая стекала с креста, как раз, – продолжает Друзь.
- Искупала этот первородный грех, – продолжает Царьков.
- Своей кровью он искупал первородный грех, – заканчивает Друзь.
- Кровь, которая стекала с креста, просачивалась сквозь землю и смыла первородный грех («Адама и Евы», – вставляет Царьков), которые были похоронены в холме Голгофа?
- Да.
Правильный ответ: Я проиграл.
Дан правильный ответ: В холме Голгофа
Раунд 4 (Сергей Дитрих, Комсомольск, Полтавская область)
Крупье, между делом, заявляет, что Двинятин был единственным, кто, в своё время, был против введения денег в игру.
Внимание, чёрный ящик. В чёрном ящике находится то, при появлении чего в греческих городах звонили в колокола. Что в чёрном ящике?
Знатоки берут вторую минуту.
Отвечает Александр Друзь: Ну, значит, поскольку греческие полисы в основном были городами морскими и торговыми, при появлении кораблей в порту этих городов греки могли звонить в колокол. Модель корабля («Секундочку, то есть, при появлении кораблей») Ну модель корабля, корабля с товарами.
Правильный ответ: Осторожно открываем чёрный ящик. В городах Древней Греции в колокола звонили при появлении на рынках свежей рыбы. Ведь хранить её в жару было нельзя, надо было быстро раскупать, холодильников не было.
Смена состава.
Ответ: Корабль
Правильный ответ: Свежая рыба
Раунд 5 (Фарид Гайсин, Учалы, Башкирия)
После беговой жеребьёвки за столом оказываются: Сергей Виватенко, Георгий Жарков, Елена Орлова, Елена Пальцева, Леонид Тимофеев, Фёдор Двинятин.
По традиции, в боевых искусствах новичку выдают сначала белый пояс, и ставят целью получить чёрный пояс. А почему не наоборот?
Правильная версия рождается у Елены Пальцевой.
Отвечает Елена Пальцева:
- Нам кажется, что вот такой вот порядок: сперва белый, – начинает отвечать Пальцева.
- Белый, потом чёрный, – перебивает, подсказывая, Ворошилов.
- Пояс возник из-за того, что в процессе совершенствования белый пояс может почернеть, например, от всех тех усилий, всей той работы, которую предпринимает ученик, для того, чтобы своё искусство, как бы, совершенствовать, да, от пота там, от грязи, я не знаю. Чёрный же пояс, он не может наоборот побелеть, не может изменить свой цвет. А белый может.
- Ну а что же, хорошо, он почернел, постирали, и снова стал белым, – огорошивает предположением крупье.
- (Пальцева молчит, не зная, что сказать)
- Я не совсем понимаю. Может быть, Вы уточните Вашу версию? Почему сначала белый, потом чёрный? Ведь давали же новый чёрный пояс.
- Белый. Или чёрный, – путается вслух Пальцева.
- Потом чёрный, новый. И белый был тоже новый.
- Значит, ситуация, как мне кажется, следующая, так сказать: если человек уже приобрёл какие-то навыки, да, то он от них не может избавиться. А если, а, а.
- Оставим теорию.
- Да.
- Итак, Вы получили белый пояс. И, со временем, Вам дают чёрный пояс. Почему? А не наоборот: сначала чёрный, потом белый?
- Потому что я приложу достаточно усилий, чтобы мой белый пояс, ну, а, за счёт моих усилий, за счёт моего пота стал чёрным.
- Правильно, правильно, – пытается прекратить издевательство Виватенко.
- Снимите маску. Почему «правильно»? Почему сначала белый, потом чёрный, – переключается на него Владимир Яковлевич.
- Лена, по-моему, всё уже объяснила. Пора засчитывать ответ.
Правильный ответ: Дело в том, что когда-то ученикам боевых искусств запрещали стирать свои пояса. Естественно, со временем, они из белых становились чёрными, а не наоборот. Но слово «стирку» Вы не сказали («Ну извините», – возмущается Жарков) Нет, нет, нет, то, что правило было: «запрещали стирать», вы не сказали.
Жарков, вставая, произносит нечто созвучное с «долбоёб» в адрес Ворошилова. Барщевский взывает к крупье, но тот его игнорирует.
Смена состава.
Ответ: Потемнение пояса символизирует приложенные усилия
Правильный ответ: Потемнение пояса символизирует приложенные усилия, ибо раньше пояса запрещалось стирать
Раунд 6 – Зеро (Владимир Ворошилов, Москва)
Ни с того, ни с сего, видимо, из озорства, крупье заявляет, что за стол садятся только золотые маски. Таким образом, за столом оказываются: Сергей Виватенко, Максим Поташёв, Алексей Блинов, Алексей Капустин, Александр Друзь, Фёдор Двинятин.
- А если есть дальтоники? – непонятно к кому обращаясь спрашивает Виватенко.
- Серёж, я тебя умоляю. Не щипай лихо, будет тихо, – отвечает ему Друзь.
На вышедшего Ворошилова набрасывается Барщевский:
- Один вопрос: Вы этот раунд будете играть честно или как предыдущий?
- Я всё время играю только честно. И предыдущие, и последующие. Коренное слово не было названо, у нас серьёзные знатоки, и, я думаю, что в поддавки мы играть не будем.
Далее они ещё немного безрезультатно препираются.
Пристыженный во втором раунде банкир от щедрот своих ставит на кон 10 тысяч рублей, дабы игра велась не на одно лишь очко.
Существует мнение, что картина – это окно, через которое мы смотрим на мир. Существует так же мнение, что икона – это окно, через которое бог смотрит на нас. Аргументируйте это мнение, а именно, что икона – это окно, через которое бог смотрит на нас, на примере рублёвской «Троицы». Какие элементы изображения свидетельствуют о правильности моих слов?
Отвечает Александр Друзь:
- Обратите внимание, мы показываем предметы, которые свидетельствуют, – начинает свой ответ Друзь.
- Итак, Вы аргументируете мою мысль о том, что икона, в частности, эта икона – это окно, через которое бог смотрит на нас? – уточняет крупье.
- По крайней мере два (поправляется) три предмета, изображённых на этой иконе, показывают о ом, что бог смотрит на нас. Они изображены в так называемой «обратной перспективе» Это, прежде всего, стол, который сходится на зрителя, на нас, и стулья, которые так же сходятся на нас. Обратная перспектива на иконе подтверждает то, что эта картина, эта икона, отображает то, что бог смотрит на нас.
- А если бы мы смотрели?
- А если бы мы смотрели, они были бы в другую сторону, сходились бы в глубь картины, – отвечает Друзь с подсказками Двинятина.
- То есть, Вы хотите сказать, что, ну, собственно, это всем известно: когда мы смотрим, то тогда предметы («Дальние предметы кажутся меньше», – говорит Двинятин) да, меньше.
- Владимир Яковлевич, ещё раз, – порывается повторить ответ Друзь.
- Я понял, я просто слушаю Двинятина, – отвечает Ворошилов. – Итак, на цивильной, на светской живописи – прямая перспектива, когда предметы, близкие к нам, больше, а дальние – меньше, а на иконах – обратная перспектива, что доказывает, что предметы, близкие к богу, да, он смотрит на нас, больше.
Правильный ответ: Господин Барщевский, я честно проигрываю этот раунд.
Дан правильный ответ: Стол и стулья, изображённые в обратной перспективе
Раунд 7 (Семья Евреевых, Иваново)
Осматривая и называя знатоков, снявших маски, крупье, шутки ради, делает вид, что либо не узнаёт Блинова, либо просто забыл его фамилию.
Сыграл сектор с вопросом от семьи Евреевых, которую в прошлой игре Владимир Яковлевич по ошибке называл «семьёй евреев» Сие событие им особо отмечено и вызвало аплодисменты публики. После крупье обращается к спонсорам:
- Может быть у кого-нибудь есть чувство юмора?
- Есть, есть, – раздаются возгласы.
- Шекелей нет, – ляпает кто-то.
В итоге мисс «Корона», предварительно в очередной раз оповестив всех о том, что 19 числа будет праздноваться день рождения казино, добавляет 10 тысяч, ибо опасается, что её сектор вообще не сыграет.
Какое отчество дал бы Михаил Юрьевич тому, кто изображён на картине Михаила Александровича?
Знатоки берут вторую минуту. Друзь, сам того сразу не поняв, говорит правильный ответ.
Отвечает Александр Друзь: Михаил Юрьевич Лермонтов дал бы отчество изображённому на картине Михаила Александровича Врубеля Демону отчество Эфирович, поскольку сказано: «Я вольный сын Эфира»
Правильный ответ: Я не знаю, что ещё сказать. 5:2.
Дан правильный ответ: Эфирович
Раунд 8 (Юлия Ивановна Коровина, Москва)
Внимание, поска. «Пить!» – просил распятый Иисус. Один из воинов подбежал к кувшину, и, обмакнув в него губку, протянул на палке умирающему. «Свершилось!» – воскликнул Иисус. У вас на столе: вода, красное вино, белое вино, оливковое масло, уксус и молоко. Повторите действие римского легионера: налейте в кувшин и обмакните губку в то питьё, которое протянул воин Иисусу.
Двинятин заявляет досрочный ответ. Остальные знатоки взрываются негодованием и возражением. Крупье требует отвечать досрочно.
Отвечает Фёдор Двинятин: (берёт кувшин, стакан уксуса и губку) Это уксус. Наливаю в кувшин. Обмакиваю губку. Не хватает ещё копья. У римского императора было коп, ой, у римского воина было копьё. На копьё он надел эту губку, с уксусом, и протянул его к губам Иисусам.
Правильный ответ: Поска – то самое питьё от жажды, которое употреблялось римскими воинами в походах, и которое они постоянно носили с собой. Поска – это вода с малой долей уксуса. Чистый уксус – не питьё. Воин протянул питьё Иисусу, страдающему от жажды при потере крови, из сострадания, а не для того, чтобы усугубить его страдания. Иисус воскликнул «Свершилось!» потому, что в сердце врага, воина, язычника, победило сострадание, любовь. Вот в чём было дело.
Пока Владимир Яковлевич говорил правильный ответ, Николай Льговский готовил поску по правильному рецепту.
Смена состава.
Ответ: Поска – чистый уксус
Правильный ответ: Поска – вода с малой долей уксуса
Раунд 9 (Сергей Чичкин, п. Зырянка)
На этот раз за стол садятся только красные маски, поэтому за столом оказываются: Борис Бурда, Валентина Голубева, Владимир Белкин, Леонид Тимофеев, Александр Бялко, Сергей Царьков.
Крупье, ссылаясь на отсутствие времени, в одностороннем порядке объявляет блиц-игру: за каждый вопрос – очко, обсуждение каждого вопроса – 20 секунд, без смены состава, цена вопроса – 1000 рублей. Знатокам великодушно позволено снять маски.
«Поменьше раскрывай рот. Рот раскрывай поменьше» Где, в каком месте этого требовал от своего слуги древний грек?
Голубева, словно борясь с заплетающимся языком, напряжённо говорит: «На базар ходили, денежку носили во рту»
Отвечает Валентина Голубева: В древней Греции было принято носить деньги во рту. Поэтому, когда слуга или жена шли на рынок, деньги она клала в рот, или он, и поэтому там просил.
«Ииеээ», – рычит кто-то утробным голосом.
Правильный ответ: Я разорён!
Дан правильный ответ: На рынке
Статистика ответов
Правильно / Всего
Победа знатоков. Все бросаются обнимать Голубеву, и целовать её в различные части лица.
Черушев, Карлинский и Левин так ни разу в этой игре за столом и не оказались.